Обложка

ЗАВТРА Я ПОЙМАЮ РЫБУ

ИМПЛИКАЦИЯ

Импликацией называется предложение, использующее связки (если …, то …). В первой части приведённого предложения вместо многоточия ставится посылка. Во второй – следствие. Если посылка верная (правильная), то следствие правильной посылки тоже есть истина.

Это как раз то, что нам нужно. Рассмотрим четыре комбинации этой связки:

1)Если рыболов умеет ловить рыбу, то он её поймает.Истина.



2)Если рыболов умеет ловить рыбу, то он её не поймает.Ложь.


3)Если рыболов не умеет ловить рыбу, то он её поймает.Истина.


4)Если рыболов не умеет ловить рыбу, то он её не поймает.Истина.


Не будем уточнять, почему второе из приведённых четырёх предложений ложно, а все остальные истинны. Об этом можно прочитать в любом учебнике по логике. Кстати, в современной трактовке импликации не всё так просто как в классической. Но мы с вами будем рассматривать именно классическую импликацию. Классика как нельзя, кстати, подходит для 98% описания рыбной ловли. Вы же помните, что 2% мы отдали исключённому третьему.

Обратим внимание на 3) и 4) предложения. Они – истины. Но если для классической логики – это может означать 100% вероятность события (в вычислительной технике 1), то для нашей, назовём её вероятностной логикой, вероятность этого события не может быть 100%. Так поделим же эти 100% пополам.

Перепишем теперь наши четыре предложения, дополнив их процентной вероятностью событий.

1)Если рыболов умеет ловить рыбу, то он её поймает.100% 98%



2)Если рыболов умеет ловить рыбу, то он её не поймает.0% 2%


3)Если рыболов не умеет ловить рыбу, то он её поймает.50% 49%


4)Если рыболов не умеет ловить рыбу, то он её не поймает.50% 49%


В первой колонке прописана вероятность события, если бы мы с вами опирались только на классическую логику. Мы же с вами пытаемся понять реальную (вероятностную) логику. И во второй колонке мы отметили вероятность событий тех, что могут реально происходить в нашей повседневной жизни.

Заметим, что из этой таблицы следуют неутешительные выводы. И неутешительные для тех, кто старается научиться ловить рыб. А выводы следуют из предложений 3) и 4). Это по поводу того, что люди, случайно попавшие на рыбалку, ловят рыбу и иногда ловят её (рыбу) очень успешно. Вероятность того, что они поймают рыб около 49%. Но те же 49% противятся тому, чтобы новичок на рыбалке поймал ту же самую рыбу.

И у кого-то уже чешется язык, чтобы позлорадствовать по поводу умения ловить рыб. Зачем надо уметь, если и те, кто не умеет рыбу поймать, тоже могут это сделать.